Главная » Статьи » Советы для здоровья. »

Как заставить детей слушаться?

Пограничные расстройства нервной системы у детей.

Пограничные расстройства нервной системы у детей являются не начальными или промежуточными стадиями нервно-психического заболевания, а особой группой патологических проявлений, имеющих свое начало, динамику и исход.

Объединяются они в одну группу на основе характерных признаков. Ведущими признаками являются эмоционально-аффективные расстройства, выраженная вегетативная дисфункция с нарушениями ночного сна и соматическими расстройствами.

Внешние причины.

Ведущую роль в их возникновении играют психогенные факторы, которые при наличии минимальных мозговых нарушений у ребенка способствуют возникновению и прогрессированию пограничных расстройств.

Большое значение в формировании таких расстройств играют типологические особенности личности ребенка, а также взаимосвязь болезненных факторов с личностью. Расстройтсва могут проявляться по типу кратковременной реакции, но в некоторых случаях, особенно при неблагоприятных условиях, способны принять форму хронического процесса.

Пограничные расстройства нервной системы у детей младшего возраста проявляются в форме невротических реакций, реактивного состояния и неврозоподобных проявлений, однако чаще отмечаются моносимптомные невротические расстройства: анорексия, энурез, заикание, различные поведенческие реакции. В более старшем возрасте отмечается формирование невротического типа личности, неврозоподобные и психопатоподобные расстройства при различных состояниях, которые выражаются в повышенной утомляемости и возбудимости нервной системы, истерических, навязчивых и ипохондрических нарушениях, расстройствах сна и вегетативной дисфункции.

Такие дети зачастую стеснительны, обладают повышенной внушаемостью, тревожной мнительностью, истероидностью, импульсивностью поведения.

Органические причины.

Пограничные расстройства нервно-психической сферы могут быть связаны со стойкими органическими изменениями головного мозга. При этом ранние нарушения обусловлены внутриутробными, перинатальными и ранними постнатальными факторами. Для них характерна определенная динамика, связанная с процессами компенсации и особенностями возрастного развития мозга. Кроме того, в младшем возрасте важную этиологическую роль играют генетические факторы.

Пробелы в воспитании.

Задержка или дезорганизация функционально недостаточных систем мозга может происходить под влиянием неблагоприятного воздействия внешней среды и при отсутствии достаточного воспитания. С возрастом увеличивается роль социально-психологических факторов, что ведет к росту реактивных психопатологических нарушений, неврозов, психогенных формирований личности, психосоматических заболеваний.

Увеличение патогенных психологических воздействий связано, прежде всего, с «психологическим» загрязнением окружающей ребёнка среды. Болезни адаптации или болезни цивилизации связаны с трудностями приспособления к ухудшающимся условиям среды обитания. Ранним их проявлением является состояние эмоционального напряжения, хроническая тревожность, вегето-дистонические нарушения. Часто эти проявления сопровождаются вегетативными и соматическими расстройствами: возбудимостью, утомляемостью, вегетативной лабильностью, потливостью, бессоницей, неприятными ощущениями в области сердца, желудка и т.д.

* * *

Невротические реакции носят, как правило, ситуационный характер: реакция испуга, астеническая реакция, реакция приспособления к новой обстановке. Невротическая реакция является реакцией на психическую травму, она ограничена по времени, имеет четкое начало и возникает на конкретную дезадаптивную ситуацию. При сохранении психотравмирующих факторов и отсутствии терапии может расшириться до невротического состояния.

Невротическое реактивное состояние возникает при психогенном воздействии, нарушающем адаптацию ребенка к окружающей ситуации, однако причина никогда не бывает равна действию. При этом большую роль играют биологический конституциональный тип эмоциональности и характер реагирования на окружающее, наличие следового невротического фона, а также социальные факторы.

Неврозоподобные расстройства имеют более выраженные клинические формы, зависящие от характера резидуальных изменений головного мозга. При неврастении отмечается легкая возбудимость, повышенная раздражительность и быстрая истощаемость нервных функций, то есть нервная слабость. Психостения - это состояние душевной слабости, при которой наблюдается постоянная склонность к сомнениям, нерешительность, неуверенность, тревожная мнительность, робость, застенчивость. При истерическом неврозе отмечается выраженная эмоциональная окраска переживаний над рассудочностью, легкая внушаемость.

Патохарактериологическое формирование личности связано, как правило, с хронической психотравмирующей ситуацией в микросреде или неправильным воспитанием. При этом основными механизмами патохарактериологического развития являются закрепление личностных реакций в ответ на психотравмирующую ситуацию в виде протеста, отказа или имитация. Эти проявления усиливаются прямым стимулированием неправильного воспитания тех или иных черт личности.

Существует несколько форм патохарактериологического формирования личности. Так, при аффективной возбудимости отмечается склонность к аффектам, гневливость, неумение сдерживать себя, при тормозимом типе - тормозимость, неуверенность в себе, робость, обидчивость, лживость, что чаще всего развивается при гиперопеке. Для истероидного типа характерна неустойчивость, демонстративность поведения, эгоистичность. Воспитание в такой семье идет по типу «кумир семьи». Возрастная динамика патохаракториологических формирований отличается тем, что на начальном этапе в младшем школьном возрасте отмечаются повторные патохарактериологические реакции активного или пассивного протеста, отказа. На втором этапе формирования ведущего патохаракториологического синдрома в 10-12 лет четко определяется личностное реагирование - аффективная возбудимость, тормозимость, истероидность. На третьем этапе пубертатного полиморфизма личности к ведущему синдрому присоединяется различные факультативные проявления, которые сглаживаются на постпубертатном этапе - или идет формирование краевой психопатии.