Главная » Статьи » Азбука здоровья »

Учение об энергии ци

Сугубо материалистически мыслящим людям необходимо смириться с тем, что в европейской философии и науке адекватного этому понятия не имеется, и та­кой вид «энергии» не рассматривается. Как мы уже упоминали выше, ци — это не совсем то, что мы понимаем под «физической энергией». Это вездесущий эфир, пронизывающая все, активность, функциональное начало, в том числе и жизненная сила. В древнеиндийской философии и медицине этому понятию со­ответствует прана — первоначальная и основополагающая универсальная энер­гия, животворное дыхание. Ци является причиной и началом всякого движения и изменения. На Востоке считается, что это более тонкая субстанция, чем та, которую можно зафиксировать приборами или обычными органами чувств. В китайском языке иероглиф ци обозначает несколько понятий: воздух, жизнен­ная сила, дух, настроение, душевные силы, жизненная энергия, начало, функци­ональная активность организма. Однако мы будем использовать и термин «энер­гия» как наиболее близкий к понятию ци и достаточно устоявшийся в европейской литературе по китайской медицине.

Ци является необходимым составным элементом организма человека, нача­лом и движущей силой его жизнедеятельности. Ци разделяют на внешнюю, при­родную, которая поступает при дыхании в организм человека, и внутреннюю, циркулирующую внутри человека. При дыхании внешняя ци попадает в орга­низм человека, частично превращается во внутреннюю, а при выдохе выходит наружу и вновь преобразуется во внешнюю ци. Так происходит постоянная цир­куляция энергии ци. От того, в каком состоянии находится дыхательная система человека, и зависит его насыщение жизненной силой ци, а это во многом опре­деляет общее состояние организма.

В организме человека внутренняя ци циркулирует по постоянным каналам — меридианам, которые являются традиционным понятием в восточной медицине, не имеющим анатомического представительства (см. ниже раздел «Учение о ме­ридианах — цзин-ло»). Энергия ци, называемая внутриутробной, формируется на начальном этапе развития зародыша, программируя наследственность и за­пас жизненной силы будущего человека. После рождения ребенка его энергия ци обогащается так называемой питательной (послеродовой) ци, получаемой в результате дыхания и питания, — шуй-гу чжи ци. Взаимосвязь между двумя ви­дами ци заключается в следующем: внутриутробная является движущей силой жизни, а послеродовая является материалом, который обеспечивает поддержа­ние жизни.

Рассмотрим разновидности и локализацию ци как энергии и жизненной силы в зависимости от места ее возникновения и действия.

  1. Наследственная (первичная, или истинная) энергия— юань ци (в трактате «Нэй цзин» она называется тинх, в другой литературе — кци предков») — энер­гия, получаемая человеком при его зачатии, в самом начале формирования пло- да, до рождения. Она обусловливает развитие человека в определенном направ­лении. Этот вид энергии накапливается в почках.
  2. Духовная ци — тин ци — образуется в процессе зачатия, но сразу же после рождения распределяется по пяти основным органам — печень, сердце, селезен­ка, легкие и почки, где развивается и пополняется за счет получения организ­мом питательной и дыхательной энергии (воздух, пища). 
  3. Дыхательная энергия — цон ци — извлекается организмом из природного (внешнего) ци из вдыхаемого воздуха.
  4. Питательная энергия инь ци — образуется до рождения в утробе матери, а начинает функционировать после рождения, получая воздух и питательные ве­щества пищи.  
  5. Защитная энергия вэй ци — это часть ян энергии ци, которая формирует защитные силы организма.
  6. Возмущающая энергия хын ци — перерожденная внутренняя энергия, став­шая патогенной и вызывающая различные функциональные нарушения.

Наследственная ци. Эта энергия, как было сказано выше, формируется до рождения ребенка и передается ему родителями в момент зачатия, это наслед­ственный энергетический потенциал, который называется еще энергией пред­ков. Она берет свое начало в почках, которые содержат корни инь и ян, и прони­кает в сердце либо в легкие, через которые попадает в систему главных меридианов и циркулирует по всему организму, возвращаясь в почки. По посто­янным каналам наследственная ци циркулирует вместе с питательной и защит­ной ци. В почках она накапливается, и ее пополнение зависит от систематичес­кого поступления питательной ци. В книге «Лин шу» говорится: «Истинная ци существует с рождения. Она смешивается с питательной ци и питает тело». На­следственная цц циркулирует и вне постоянных меридианов вместе с защитной ци по чудесным каналам (см. ниже), по подкожной соединительной ткани и эпи­дермису, внутренним тканям и внутрикостным полостям. Наследственная ци ре­гулирует общую энергию организма человека. Протекая по заднесрединному ме­ридиану (ду-май), она регулирует ян-ци, протекая по переднесрединному (жэнь-май) — инь-ци. Следуя по другим путям, наследственная ци регулирует кро­вообращение, мочеполовую функцию и подвижность.

Распространение наследственной ци по организму происходит, в частности, через меридиан три обогревателя и регулируется им. Благодаря ее действию про­исходит функционирование внутренних органов; она также поддерживает рост человека. Чем больше этой энергии в организме человека, тем сильнее его внут­ренние органы, тем меньше он подвержен заболеваниям. Когда повреждающий фактор воздействует на организм, то вначале ему противодействует защитная энергия, циркулирующая по поверхности тела. Поэтому на первой стадии бо­лезнь имеет поверхностный характер.

Если защитная энергия недостаточна и патогенное начало проникает в глубь организма, то ему начинает противодействовать наследственная ци. Если же на­следственная ци слаба от рождения или ее стало меньше в результате долгого или сильного патологического воздействия, то внутренние органы ослабевают и не в состоянии далее противостоять вредоносным факторам. Таким образом воз­никают болезни. Если поражение достигает заднесрединного канала, то симпто­мы болезни будут острыми, с признаками психического возбуждения, несвязно­стью речи, с болями по ходу этого меридиана, со спазмами мышц, с головными болями, повышением артериального давления. Если, наоборот, повреждение про­никает в переднесрединный канал, то обнаруживаются симптомы астении, па­дение артериального давления, атония по ходу этого меридиана.

Избыток наследственной энергии аккумулируется в почках для того, чтобы с началом полового созревания организма выйти из почек и направиться для под­держания функций соответствующих органов. От наполненности наследствен­ной энергией зависит половая функция человека и возможность иметь детей. Так, у женщин максимальный расцвет наследственной энергии наблюдается в 28 лет, а ее пустота — в 49 лет; у мужчин максимум наблюдается в 32 года, а пус­тота энергии — в 64 года. Эти цифры могут варьироваться в зависимости от спо­собности человека сохранять энергию. Известно, например, что многие долго­жители на Востоке не утрачивают способности к деторождению и в более позднем возрасте. Только определенный образ жизни, основанный на гармонии духа, тела и окружающей природы, способствует поддержанию достаточного количества наследственной энергии. Благодаря почкам наследственная энергия распространяется по всему организму. При поражении почек происходит нару­шение как самой энергии, так и ее циркуляции, поэтому на Востоке почки назы­вают «корнем жизни».

Основными причинами, истощающими наследственную энергию, являются неправильное питание, и в особенности, злоупотребление алкоголем, по боль­шей части крепким (свыше 18°). Происходит нарушение качества питательной энергии, которая становится неспособной подкреплять наследственную энергию. Разного рода необдуманные действия, которые разрушают интеллектуальную энергию, активно взаимодействующую с наследственной ци, также способству­ют ее истощению. В трактатах «Хуан-ди нэй цзин» сказано: «Удовлетворять сер­дце — значит ранить мозг. Сердце соответствует радости: слишком большая ра­дость поражает сердце». И, наконец, половые связи в состоянии опьянения, истощающие наследственную энергию, приводят к быстрому старению. Поэто­му сохранение этой энергии является залогом долголетия и здоровья. Из выше­сказанного следует, что нравственность жизни и воздержанность непосредствен­но благоприятно влияют на объективные физиологические процессы в организме человека.

Духовная {тин) ци после возникновения в процессе оплодотворения распре­деляется по пяти органам и становится их функциями, то есть началом их дей­ствия. Она поддерживается в своей непрерывности питательной ци на уровне органов, поэтому в «Нэй цзин» написано: «Духовная энергия порождается пя­тью органами». Тин ци сохраняется в пяти органах и вследствие этого имеет раз­ные названия в зависимости от местоположения:

  • в сердце — дхан (духовная);
  • в легких — фач (жизненная);
  • в печени — хон (духовная и жизненная);
  • в селезенке — у (мысль);
  • в почках — чи (воля).

Но все это одна энергия, составляющая единое целое. Духовная ци через сер­дце воспроизводит огонь — ян, воля чи производит через почки воду — инь. Про­тиводействие огня и воды, взаимодействие ян и инь поддерживает равновесие в организме. Утрата его приводит к душевным болезням. У (мысль) является энер­гией распределения всех остальных ци. Чи (воля) производит (питает) остальные энергии.

Дыхательная ци. Эта энергия вырабатывается в легких из природного ци воз­духа и питательного ци, образующегося в желудке и селезенке — поджелудочной железе. Цон ци накапливается в грудной клетке. Ее силой происходят дыхание и поступление воздуха в легкие, работа сердца и сосудов, от нее зависят глубина дыхания и полнота голоса, функция такой важной части кровообращения, как капиллярная система и деятельность всего организма. Цон ци регулирует темпе­ратуру и определяет активность конечностей. В книге «Лин шу» говорится: «Цон ци (дыхательная ци) накапливается в груди и выходит через горло. Она входит в кровь, в кровеносные сосуды и обеспечивает, кроме того, дыхание». Далее чита­ем: «Если не происходит опускания цон ци, кровь задерживается в жилах и бло­кируется».

Питательная энергия. В зависимости от вкуса продукта энергия ци, получае­мая при его переработке, распределяется по пяти основным органам: печень (кис­лый), сердце (горький), селезенка (сладкий), легкие (острый), почки (соленый). Далее питательная энергия следует по кровеносным сосудам и циркулирует по ним вместе с кровью, способствуя постоянному ее обновлению. Обращаясь вме­сте с кровью, питательная ци питает все части и клетки организма.

Функциональное состояние дыхательной и пищеварительной систем во мно­гом оказывает влияние на питательную энергию, так как из желудка питатель­ная ци перемещается в легкие. Источниками ослабления этой жизненной силы являются неправильное питание, курение табака и избыточное употребление алкоголя. Питательная энергия поддерживает полноценное состояние наслед­ственной энергии (являясь ее составной частью), духовной и защитной, что вме­сте определяет состояние основной энергии ци в организме.

Защитная энергия. Локализуясь в поверхностных слоях организма, циркули­руя по коже и в мышцах, эта энергия вей-ци предупреждает внедрение патоло­гической, возмущающей энергии в пределы организма через его отверстия (рот, нос и т. д.). Защитное функциональное начало ци распределено в основном по туловищу, где оно регулирует деятельность кожи и волос, обогревает внутрен­ние плотные и полые органы, выполняет важную функцию при открытии и за­крытии пор кожи, а также защищает поверхность тела от воздействия болезне­творных внешних факторов. При проникновении неблагоприятных факторов в организм ограничивает их глубину. В книге «Лин шу» читаем: «Дэй-цц (защит­ная ци) представляет собой нечто, что согревает мышцы, наполняет кожу, обес­печивает поры салом и делает их сильными, ведая их открытием и закрытием». Это важнейшая субстанция в организме человека, которая образуется в почках и должна постоянно пополняться питающей субстанцией шуй-гу чин от селезен­ки и желудка.

Возмущающая энергия. При истощенном психоэмоциональном или физичес­ком состоянии в организме образуются энергетические пустоты именно в тех его частях, где это ослабление наиболее выражено, где имеется недостаток ци. В результате рождается хьш ци, патогенная энергия, вызывающая различные фун­кциональные нарушения. Эта энергия в трактате «Нэй цзин» носит название ни та ни значит пустота в состоянии слабости, та — возмущающая. Чем глубже она проникает в организм, тем опаснее поражение. Преградой для возмущаю­щей энергии на первом этапе служит защитная энергия вей ци человека, а при недостатке последней и более глубоком проникновении хьш ци — наследствен­ная энергия.

Ци органов. Все внутренние органы человека также имеют собственную ци, то есть свое функциональное начало, от которого зависит работа органа. Имеет­ся ци печени, сердца, селезенки, легких и почек и т. д. Эти ци разных органов находятся в постоянном обмене и связи с другими ци и составляют общее функ­циональное начало организма в целом.

Приобретенная энергия — это космическая (шин ци), духовная (тин ци) и пи­тательная энергии (инь ци), а зрелая — это наследственная (юань ци) и жизнен­ная (тхи ци) энергии.


Рис. 3. Расположение пяти дань-тянь с их ориентировочными точками:
а (вид спереди): верхний дань-тянь (точка 1 — инь-тан, точка 2 — шан-гэнь) —космическая энергия; передний дань-тянь (точка 3 — тань-чжун) — духовная энергия;средний дань-тянь (точка 4 — ци-хай) — питательная энергия;
б (вид сзади): нижний дань-тянь (точка 5 — хуэй-инь) — наследственная энергия;задний дань-тянь (точка 6 — мин-мэнь) — жизненная энергия

Общее функциональное начало организма — энергия ци, помимо циркуляции по меридианам и сосудам, имеет определенные места локализации в организме человека, которые носят название дань-тянь. Таких локализаций пять (рис. 3): верхний дань-тянь, в котором накапливается космическая энергия, контролиру­ющая и управляющая всеми остальными видами энергий в организме; передний дань-тянь, в котором накапливается духовная энергия, формирующаяся в про­цессе зачатия; в среднем дань-тянь локализуется питательная энергия, которая начинает функционировать после рождения; в нижнем дань-тянь локализуется наследственная энергия, которая передает генетические особенности человека; в заднем дань-тянь локализуется жизненная энергия, получаемая человеком до рождения (схема 1).

Схема 1. Взаимосвязь главных энергий организма и их локализация в дань-тянь

Итак, в целостном организме между всеми его частями существуют тесные связи. Пища и воздух, поступающие из окружающей среды, превращаются в организме человека в питательный и защитный факторы; питательный фактор циркулирует в сосудах, а защитный — в покрове тела и мышцах. Под влиянием жизненной силы ци происходит деятельность всего организма. Представление об изменениях и превращениях энергии ци ниже будет разбираться в учении об органах, а о ее движениях — развивается в учении о меридианах.

В книге первой трактата «Нэй цзин» излагаются принципы сохранения здо­ровья и долголетия. На первое место поставлено сохранение и поддержание на­следственной ци, жизненной ци, психической ци и крови — хийэт. При этом глав­ным названо следование закону инь—ян, умеренность в питании, передвижении и работе. Указывались причины преждевременной (до столетнего возраста) смер­ти: привычка употреблять вино вместо воды, лгать, иметь половые сношения в состоянии опьянения. Все это истощает наследственную и жизненную ци. Вино поражает селезенку, ее энергия нарушается, что приводит к повреждению пи­щеварения. Последнее уменьшает питательную ци, которая не может в должной степени поддерживать жизненную цц. Ложь поражает интеллектуальную (ум­ственную) ци (сохраняющуюся в сердце), половые связи в состоянии опьянения ослабляют наследственную ци.